Описание фигур ACRO

Данный материал создан на основе информации, взятой с ведущих мировых сайтов, посвященных парапланерной аэробатике. Он ни в коем случае не является руководством для самостоятельного обучения! Его задача — исключительно теоретическое ознакомление с техникой исполнения некоторых маневров.

Авторы данного материала не несут никакой ответственности за достоверность информации, а так же полноту описания техники исполнения, опасных ситуаций и действий в них.

Использовать данный материал в качестве «самоучителя по акро» (бредовее словосочетания не придумаешь) КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Мы намеренно не будем затрагивать описание очень сложных фигур, таких как Rytmic SAT, MacTwist, Tumbling и т.д., т.к. существует лишь очень немного пилотов в мире, способных выполнять их правильно. Если Вам интересно, как выполняются эти маневры, поищите их описание на сайтах, специализирующихся на аэробатике.

ВНИМАНИЕ!

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АЭРОБАТИКИ СВЯЗАНО С КОЛОССАЛЬНЫМ РИСКОМ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И ЖИЗНИ!


Акро необходимо изучать под руководством квалифицированных инструкторов (таковых единицы, но они есть). К тому же, к занятиями аэробатикой приходят, как правило, имея приличный опыт обычных полетов.

Ежегодно пилоты гибнут или получают серьезные травмы, пытаясь самостоятельно научиться выполнять зрелищные трюки, или делая это в неподходящих условиях. Бьются даже очень опытные пилоты!

Однако, если Вы упрямый и безрассудный человек, привыкший делать все по-своему, пренебрегающий собственным здоровьем и, что называется, смеющийся в лицо смерти — то есть вы решили несмотря ни на что заняться изучением акро самостоятельно, то:

            — делайте это на большой высоте над водой;
            — позаботьтесь о хорошем запасном парашюте (а лучше двух) и научитесь отлично применять его;
            — предварительно застрахуйтесь на крупную сумму, отдайте все долги, составьте завещание;

Полный срыв потока (Full Stall)

Описание:

Полный срыв потока (срыв потока, происходящий на всем крыле) является одним из наиболее важных маневров, в выполнении которого Вы должны много практиковаться, если хотите выполнять другие акро-маневры. В большинстве случаев, когда Вы совершите ошибки, полный срыв потока – это наиболее быстрый и безопасный способ возвращения контроля над парапланом. К тому же очень важно знать пределы управления Вашего крыла. Если Вы научитесь выполнять полный срыв потока, Вы будете летать и выполнять акро-трюки более безопасно!

Подготовка:

Чтобы предотвратить возможность закрутки свободных концов (твисты), настройте вашу подвесную систему в сидячее положение. Не выполняйте данный маневр в лежачей подвеске! Расслабьте грудную перемычку подвесной системы, разведите Ваши колени в стороны, и подожмите ноги под подвеску. Если стропы управления Вашего параплана слишком длинные, оберните их вокруг кистей рук. Убедитесь в достаточном запасе высоты и отсутствии в опасной близости других летательных аппаратов и препятствий.

Вход:

Затормозите Ваш параплан до минимальной скорости постепенным и симметричным затягиванием обеих клевант. Когда параплан стабилизируется над Вами (прекратит движение), затяните обе клеванты на полный ход рук. Произойдет полный срыв потока, и крыло как бы упадет назад за Вашу спину. Не бойтесь – Вы ощутите, как будто кто-то выталкивает Вас из подвески. Держите клеванты полностью затянутыми до тех пор, пока параплан не вернется в положение над Вашей головой.
В начале Вы почувствуете пульсацию нагрузки на клевантах, а проще говоря, удары по рукам. Происходит это из-за того, что Вы держите клеванты максимально затянутыми. Держать параплан в таком режиме немного трудно. Чтобы стабилизировать режим, медленно и симметрично отпустите клеванты примерно до уровня карабинов (само собой, потребный уровень различен для разных парапланов и так же зависит от настроек управления). Параплан прекратит пульсирующие движения, стабилизировавшись над Вашей головой, а удары по рукам прекратятся. Крыло будет практически полностью наполненным, только законцовки крыла могут быть загнуты вперед – этот режим называется стабилизированным полным срывом потока. Естественно, необходима сноровка и немного практики, чтобы найти точку стабилизации.

Выход:

Если полный срыв потока не является стабилизированным, параплан производит рывки, и качается над головой пилота. В тот момент, когда параплан находится над Вами или немного впереди Вас, быстро и симметрично отпустите обе клеванты до режима безопасного полета (немного затянутые клеванты). Параплан совершит движение вперед (разгонный клевок), набирая скорость. Сразу после того, как параплан начнет это движение, аккуратно скомпенсируйте его затягиванием клевант. Чем сильнее клевок, тем большим затягиванием клевант Вы должны будете его скомпенсировать. Но будьте осторожны! В этот момент параплан еще не набрал достаточной для нормального полета скорости, и чрезмерной компенсацией Вы рискуете вновь сорвать его!
Из стабилизированного полного срыва потока выход осуществляется проще, т.к. у параплана отсутствует раскачка и он находится строго над Вашей головой. Действуйте также: отпустите клеванты и аккуратно скомпенсируйте последующий клевок.
Если Вы видите, что клевок развивается асимметрично (одна консоль клюет сильнее другой), затормозите клевантой только ту консоль, которая находится ниже (клюет быстрее), пока обе консоли не окажутся на одном уровне, затем продолжите торможение обеими клевантами.

Опасности:

Когда параплан входит в полный срыв потока, Ваше тело имеет бОльшую горизонтальную скорость, чем крыло. Происходит это потому, что крыло имеет меньший момент инерции, чем Ваше тело. Поэтому в начале развития полного срыва потока, крыло некоторое время может находиться далеко за вашей спиной. Запомните: никогда не отпускайте клеванты, пока крыло находится позади Вас! Это может привести к мощнейшему клевку, в результате которого, крыло улетает далеко вперед, иногда даже под ноги пилота, и Вы рискуете пролететь сквозь стропы или даже упасть в крыло собственного параплана!
Причины такого поведения понять не сложно: параплан не имеет скорости и начинает движение вперед, набирая эту скорость. Вы же, находясь впереди параплана, двигаетесь назад, как на качелях, по причине эффекта маятника. Сочетание этих двух условий приводят к тому, что в результате параплан оказывается далеко впереди Вас (или даже у Вас под ногами) и теряет нагрузку, что может привести к очень сильным сложениям или даже попаданию в купол.
Если вдруг случилось так, что Вы не удержали одну из клевант в затянутом положении по причине высокой пульсирующей нагрузки на клевантах (усилие на клевантах зависит от конкретной модели параплана), параплан перейден в режим асимметричного срыва потока (негативная спираль). В такой ситуации у Вас есть два пути для дальнейшего действия: отпустить вторую клеванту для выхода из режима, либо если вращение еще не успело развиться, вновь затянуть отпущенную клеванту для возвращения в режим полного срыва потока. Однако если Вы прозевали момент, и вращение уже началось, попытка повторного ввода параплана в полный срыв потока может привести к закрутке свободных концов (твисту). Отпускайте вторую клеванту и скомпенсируйте последующий, как правило, асимметричный клевок.
Наиболее требовательный к пилоту этап выполнения полного срыва потока – это выход из режима. Параплан не имеет горизонтальной скорости и совершает разгонный клевок. Будьте осторожны! Если Вы слишком сильно затормозите параплан во время клевка (совершите перекомпенсацию), Вы можете легко сорвать его снова, и происходит это, как правило, асимметрично. В то же время, при отсутствии или недостаточно сильном торможении, параплан может разгрузиться и полностью или частично сложиться, что в свою очередь, может привести к галстукам и авторотации. Если началась авторотация и у Вас нет запаса высоты в несколько сотен метров – немедленно вводите в действие запасной парашют!
Не пытайтесь выполнять полный срыв потока на старом изношенном параплане, ткань которого пропускает воздух (дуется). Это может привести к глубокому срыву потока, т.е. параплан будет парашютировать и не сможет самостоятельно выйти из срывного режима, несмотря на отпускание клевант. Если это все-таки произошло, выдавите акселератор, чтобы вывести крыло из стабильного состояния и заставить его совершить разгонный клевок. Если акселератора нет, можно немного толкнуть вперед А-ряды или качнуть крыло клевантами. А лучше вообще не летайте на дующихся крыльях!

Глубокая спираль (Deep Spiral)

Описание:

В общем-то, сама по себе глубокая спираль не является акро-маневром, но пилоты, изучающие акро, должны научиться выполнять ее в первую очередь.
Глубокая спираль является наиболее эффективным средством сброса высоты. В процессе выполнения данного маневра, пилот находится на одном уровне с крылом, которое направлено воздухозаборниками к земле, зачастую крыло просто-напросто параллельно линии горизонта. Пилот вращается очень быстро, центр вращения находится недалеко от крыла параплана. Скорость снижения при этом может достигать 20 и более м/с, а горизонтальная скорость – до 100 и более км/ч, что сопровождается также внушительными перегрузками.

Вход:

Рассмотрим пример глубокой спирали в правую сторону.
Перенесите вес вправо и плавно затяните правую клеванту. Параплан при этом начнет разворачиваться, постепенно ускоряя вращение. Если Вы, почувствовав ускорение, затяните клеванту еще больше, крыло развернется воздухозаборниками к земле и “ляжет на горизонт”. Начнется очень быстрое вращение, и Вас вдавят в подвеску приличные перегрузки. Примите поздравления – Вы в глубокой спирали!

Выход:

Если вернуть вес в центральное положение и отпустить клеванту, то благодаря врожденной стабильности, большинство парапланов самостоятельно выходят из глубокой спирали за несколько оборотов. Можно также помочь параплану, немного притормозив его внешней (в нашем примере левой) клевантой. Не переусердствуйте! Иначе есть риск выполнить косую петлю!

Советы:

Изучать данный маневр нужно постепенно! Это необходимо для того, чтобы научиться выходить из глубокой спирали, плавно растрачивая запасенную энергию.
Начинайте с неглубокого воздействия весом и клевантой, чтобы привыкнуть к нарастающим перегрузкам и непривычному положению крыла. Не пытайтесь с первой же попытки “завалить” крыло на горизонт – в лучшем случае резко возросшие перегрузки могут просто испугать Вас, а страх заставит действовать неадекватно. Так же на начальном этапе не стремитесь к продолжительному выполнению маневра – для начала достаточно 2-3 оборота. Помните о высоте!
Бывают случаи (особенно это касается маневренных и слабо задемпфированных парапланов), когда выход из вращения происходит слишком быстро, без постепенного рассеивания всей запасенной энергии, что приводит к взмыванию, с последующим клевком, и, как следствие, возможным сложениям. Если вы видите, что параплан слишком резко “выпрыгивает” из спирали, после того как вы прекратили управляющие воздействия, умеренно придержите его внутренней клевантой и перемещением веса на внутреннюю сторону. Высвобождайте энергию постепенно.

Опасности:

Самая большая опасность при выполнении глубокой спирали заключается в невыходе из режима по каким-либо причинам, и последующем ударе о землю на огромной скорости. В такой ситуации шансы выжить просто ничтожны – вы можете разбиться, даже упав в воду! Поэтому изучайте глубокую спираль только в случае достаточного запаса высоты!
Из-за больших положительных перегрузок, возникающих при выполнении глубокой спирали, происходит отток крови от головного мозга, что может привести к временной потере зрения (темнеет в глазах) или даже потере сознания. Так что если Вы чувствуете, что в глазах темнеет – немедленно прекращайте выполнение маневра!
Некоторые парапланы, как правило, с небольшим удлинением, несмотря на высокую пассивную безопасность, могут преподнести неприятный сюрприз: проявить склонность к невыходу или даже ускорению в глубокой спирали, при прекращении управляющего воздействия. Связано это, как не парадоксально на первый взгляд, с высокой задемпфированностью данных парапланов, а так же с их слабой чувствительностью к управляющим воздействиям пилота.
Запомните: при очень быстром вращении, со скоростью снижения 14 и более м/с, ЛЮБОЙ параплан, может отказаться выходить из глубокой спирали самостоятельно!
Будьте готовы помогать своему крылу!
Если не получается вывести параплан из глубокой спирали, возможно будет необходимо приложить значительные усилия на внешнюю клеванту, вплоть до ее затягивания обеими руками, либо применить торможение обеими клевантами, чтобы вывести параплан из стабильного состояния. Учтите: сделать это будет нелегко из-за больших перегрузок, пропорционально которым возрастает и нагрузка на клевантах.
Если у Вас не получается выйти из глубокой спирали, особенно если высоты осталось менее 300 метров, либо если вы чувствуете, что теряете сознание – немедленно вводите в действие запасной парашют! Медлить в такой ситуации нельзя!
Изучайте глубокую спираль постепенно!

Негативная спираль (Spin)

Описание:

В процессе выполнения негативной спирали (штопора), одна консоль параплана движется назад (негативно) а вторая вперед (позитивно). Происходит это благодаря ассиметричному срыву потока, т.е. срыву потока, происходящему на половине крыла. В негативной спирали пилот вращается спиной вперед – отсюда и название маневра. В процессе выполнения консоль, движущаяся назад, может деформироваться – обычно законцовка консоли загибается вперед, а пилот качается вперед-назад относительно крыла.

Подготовка:

Чтобы предотвратить возможность закрутки свободных концов (твисты), настройте вашу подвесную систему в сидячее положение. Не выполняйте данный маневр в лежачей подвеске! Расслабьте грудную перемычку подвесной системы, разведите Ваши колени в стороны, и подожмите ноги под подвеску. Если стропы управления Вашего параплана слишком длинные, оберните их вокруг кистей рук. Убедитесь в достаточном запасе высоты и отсутствии в опасной близости других летательных аппаратов и препятствий.

Вход:

Рассмотрим пример негативной спирали в левую сторону.
Затормозите Ваш параплан до минимальной скорости постепенным и симметричным затягиванием обеих клевант. Когда параплан стабилизируется над Вами (прекратит движение), отпустите правую клеванту, возьмитесь правой рукой за правый свободный конец и затяните левую клеванту на полный ход, так же, как если бы Вы делали полный срыв потока, но только с одной стороны. На левой консоли произойдет срыв потока, правая консоль напротив – ускорится, и крыло войдет в негативную спираль.
Аналогичными действиями можно выполнить негативную спираль и на балансировочной скорости, не затормаживая параплан до предсрыва. В данном случае маятниковые движения пилота под крылом, в процессе выполнения маневра могут быть более сильными, т.к. скорость пилота более высока и на начальном этапе развития маневра силы инерции выносят его дальше из-под крыла.

Выход:

Затяните правую клеванту на полный ход, чтобы войти в режим полного срыва потока, из которого и производите выход. Эта техника рекомендуется для начинающих, потому что она наиболее безопасна и легка в исполнении.
Или
Отпустите левую клеванту в тот момент, когда параплан над Вами или немного впереди Вас. Скомпенсируйте последующий клевок. Вращение в негативной спирали обычно нестабильно – оно то ускоряется, то замедляется. Постарайтесь выполнить выход в момент замедления вращения – это снизит риск закрутки свободных концов, и уменьшит асимметричность разгонного клевка.
Или
Немного приотпустите левую клеванту и одновременно слегка затяните правую (осторожно – не сорвите правую консоль!) Когда вращение параплана замедлится, отпустите левую клеванту и скомпенсируйте последующий разгонный клевок.

Опасности:

Если Ваше тело не может вращаться или замедлять вращение так же быстро, как крыло, это может легко привести к закрутке свободных концов (твисту). Ели это произошло, как можно быстрее выходите из негативной спирали и устраняйте твист, совершая резкие маховые движения ногами (предварительно потренируйтесь на тренажере!), или хватайтесь руками за свободные концы выше места закрутки и помогайте раскручиванию руками. Если произошла закрутка в два и более оборота, то может случиться так, что клеванты окажутся заблокированными закруткой, и Вы потеряете контроль над парапланом. В таком случае, параплан может перейти в глубокую спираль или продолжит вращаться негативно. Хватайтесь за стропы управления выше места закрутки, срывайте параплан, и пытайтесь избавиться от твиста. Если у Вас нет запаса высоты в несколько сотен метров для решения проблемы – немедленно вводите в действие запасной парашют!
В момент выхода из негативной спирали, параплан не имеет достаточной горизонтальной скорости и совершает разгонный клевок. Будьте осторожны! Если Вы слишком сильно затормозите параплан во время клевка (совершите перекомпенсацию), Вы можете легко сорвать его снова, и происходит это, как правило, асимметрично. В то же время, при отсутствии или недостаточно сильном торможении, параплан может разгрузиться и полностью или частично сложиться, что в свою очередь, может привести к галстукам и авторотации.
Точно так же, как при выполнении полного срыва потока, никогда не пытайтесь осуществить выход, пока крыло находится позади Вас! Это может привести к мощнейшему клевку, в результате которого, крыло улетает далеко вперед, иногда даже под ноги пилота, и Вы рискуете пролететь сквозь стропы или даже упасть в крыло собственного параплана!
Научитесь выполнять полный срыв потока прежде, чем начинать выполнение негативной спирали!

Винговеры (WingOvers)

Описание:

Винговеры представляют собой серию динамичных разворотов в противоположные стороны, в процессе которых пилот пролетает выше крыла (над крылом). Отсюда и название маневра. Этот маневр является не только основополагающим маневром всего акро, но также весьма эффектным и достаточно сложным в изучении элементом. В общем-то, с винговеров и начинается изучение акро. Секретом этого маневра является своевременная работа весом и клевантами.

Подготовка:

Расслабьте грудную перемычку Вашей подвесной системы, чтобы иметь возможность достаточно глубокого управления весом. Если стропы управления Вашего параплана слишком длинные, оберните их вокруг кистей рук. Убедитесь в достаточном запасе высоты и отсутствии в опасной близости других летательных аппаратов и препятствий.

Вход:

Начните энергичный правый разворот глубокой перекладкой веса вправо и затягиванием правой клеванты. В тот момент, когда Вы почувствуете, что скорость снижения начала возрастать, верните правую клеванту в исходное положение и переместите вес влево. Затяните левую клеванту с таким расчетом, чтобы максимальное воздействие пришлось приблизительно на момент прохождения нижней мертвой точки, т.е. начинайте затягивать клеванту до прохождения нижней мертвой точки. При правильных действиях сделанный вираж будет уже довольно глубоким – в верхней мертвой точке параплан окажется на одном уровне с Вами, а возможно, даже немного ниже линии горизонта – в данном случае многое зависит от динамики той или иной модели параплана и регулировок управления. Притормозите параплан в верхней мертвой точке внешней клевантой, чтобы предотвратить разгрузку внешней консоли в случае недостаточно скоординированного развития виража. Но и не отпускайте внутреннюю клеванту раньше времени – у Вас должно получиться торможение обеими клевантами. После прохождения верхней мертвой точки, в тот момент, когда скорость начнет возрастать (Вы начнете движение вниз), отпустите обе клеванты и переместите вес вправо. Затяните правую клеванту в нижней мертвой точке: Продолжая в том же духе, Вы будете взмывать все выше и выше в каждом последующем вираже. Не забываете о торможении внешней клевантой в верхней мертвой точке! Особенно на начальном этапе, пока Вы не научитесь чувствовать и предсказывать загруженность консолей крыла.

Советы:

Полностью завершайте Ваши виражи (выполняйте развороты более чем на 180 градусов). Не пугайтесь виража и не бросайте внутреннюю клеванту раньше времени! Быстро, но плавно отпускайте ее, когда крыло разворачивается воздухозаборниками вниз, и Вы начинаете движение под крыло. В противном случае, Вы будете выходить из виража через крен, а на больших углах крена это чревато потерей энергии, разгрузками на консолях и как следствие, сложениями. Не бойтесь перегрузок – они означают запас энергии. Запомните: динамика = безопасность! При достаточном запасе энергии Вам даже не придется притормаживать внешнюю консоль в верхней мертвой точке – центробежная сила “загрузит” Ваш параплан гораздо сильнее, чем в обычном, прямолинейном полете, и сложения станут ему не страшны. Но! Загрузку крыла надо уметь предсказывать и чувствовать запас энергии заранее, поэтому не пренебрегайте предкомпенсацией на начальном этапе! В верхней мертвой точке следите за нагрузкой на внешней клеванте, держите эту нагрузку постоянной.

Выход:

Необходимо растратить запасенную энергию постепенно. Самый безопасный и простой способ – сделать это за 1-2 оборота глубокой спирали. Если Вы не знакомы с техникой выполнения и выхода из глубоких спиралей, то можно плавно уменьшать амплитуду разворотов до тех пор, пока Вы не возвратитесь к прямолинейному полету. Но лучше вообще не приступать к выполнению винговеров, до тех пор, пока Вы не научитесь работать в глубокой спирали.

Опасности:

Основные опасности выполнения винговеров сопряжены с разгрузкой внешней консоли в верхней мертвой точке виража. Уделяйте этому моменту особое внимание! Если Вы, в случае недостатка энергии не затормозите, или недостаточно затормозите внешнюю консоль, Вы можете “заработать” большие и очень динамичные сложения, и как следствие, галстуки, твисты, авторотацию и т.д.

На начальном этапе переносите вес сразу после прохождения верхней мертвой точки, а внутреннюю клеванту затягивайте перед прохождением нижней мертвой точки. Постепенно, когда наступит уверенность и точность в выполнении маневров, Вы сможете попробовать затягивать клеванту позже и позже, а Ваши винговеры начнут становиться выше и выше. Но помните: если Вы затяните клеванту поздно, т.е. после прохождения нижней мертвой точки, Ваш разворот будет очень высоким и, в случае недостаточного запаса энергии, ее может не хватить, что приведет к разгрузке параплана. Однако если по каким-то причинам это все же произойдет, необходимо будет затормозить крыло клевантами очень глубоко, иногда вплоть до границы заднего свала (а иногда и сильнее!), чтобы предотвратить последующие сложения.

Полет задом (Tail Slide)

Описание:

В процессе выполнения данного маневра, параплан летит задом на перед, оставаясь при этом практически полностью наполненным. Полет задом очень схож с глубоким срывом потока (парашютированием) и полным срывом потока. Несмотря на то, что этот маневр является наиболее простым (имеет самый низкий коэффициент на соревнованиях), для того чтобы выполнить его действительно хорошо и красиво, необходим точный контроль со стороны пилота. Вот почему качество выполнения данного трюка является лучшим показателем уровня подготовленности акро-пилота, и именно поэтому судьи всегда включают данным маневр в список упражнений квалификационных полетов на соревнованиях.

Подготовка:

Чтобы предотвратить возможность закрутки свободных концов (твисты), настройте вашу подвесную систему в сидячее положение. Не выполняйте данный маневр в лежачей подвеске! Расслабьте грудную перемычку подвесной системы, разведите Ваши колени в стороны, и подожмите ноги под подвеску. Если стропы управления Вашего параплана слишком длинные, оберните их вокруг кистей рук. Убедитесь в достаточном запасе высоты и отсутствии в опасной близости других летательных аппаратов и препятствий.

Вход:

Затормозите Ваш параплан до минимальной скорости постепенным и симметричным затягиванием обеих клевант. Когда параплан стабилизируется над Вами (прекратит движение), затяните обе клеванты еще немного. В этот момент нагрузка на клевантах уменьшится, и Вы войдете в парашютирование (глубокий срыв потока). Приотпустите клеванты на несколько сантиметров, чтобы стабилизировать парашютирование, затем опять немного подзатяните их, пока параплан не начнет лететь назад, оставаясь практически полностью наполненным, за исключением законцовок, загнутых вперед.
Или
Войдите в стабилизированный полный срыв потока, затем немного приотпустите клеванты, чтобы параплан начал двигаться назад, оставаясь практически полностью наполненным.

Выход:

Быстро и симметрично отпустите клеванты, затем скомпенсируйте разгонный клевок (точно так же, как при выходе из полного срыва потока).

Опасности:

Если Вы затяните клеванты слишком сильно, Вы легко можете ввести параплан в полный срыв потока. Изучите опасности выполнения негативной спирали и полного срыва потока. Научитесь хорошо выполнять эти маневры прежде, чем пробовать выполнять данный маневр.

Асимметричная спираль (Asymmetric Spiral)

Описание:

Асимметричная спираль, фактически является серией винговеров, выполняемых в одну сторону. Принципы работы весом и клевантами также очень похожи. Пилот взлетает над крылом не так высоко, как при выполнении винговеров, но разворот происходит с большим запасом энергии. Именно высокая энергия, накапливаемая во время выполнения данного маневра, является причиной того, что наиболее требовательные к ее запасу маневры (такие как косая петля, асимметричный SAT, Tumbling), выполняются с использованием предварительного разгона в асимметричной спирали.

Подготовка:

Расслабьте грудную перемычку Вашей подвесной системы, чтобы иметь возможность достаточно глубокого управления весом. Если стропы управления Вашего параплана слишком длинные, оберните их вокруг кистей рук. Убедитесь в достаточном запасе высоты и отсутствии в опасной близости других летательных аппаратов и препятствий.

Вход:

Рассмотрим выполнение асимметричной спирали в правую сторону:
Начните выполнять большие винговеры. Когда время Ваших действий станет правильным, и выполнение винговеров станет точным, действуйте следующим образом:
После прохождения верхней мертвой точки правого разворота, переведите параплан в прямое симметричное снижение переносом веса влево (Вы должны начать двигаться вниз под центр крыла без вращения). В нижней мертвой точке, в тот момент, когда крыло находится строго над вами, быстро и глубоко перенесите вес вправо, одновременно с таким же быстрым затягиванием правой клеванты. Это приведет к тому, что Вы начнете выполнять не такой высокий, но очень энергичный разворот. Не воздействуйте долго весом и клевантой: сразу же, после того, как параплан начнет совершать разворот, верните вес в центральное положение, одновременно отпустив клеванту – необходимо короткое, но энергичное воздействие. Поле того, как Вы пройдете верхнюю мертвую точку и начнете движение вниз, перенесите вес влево, чтобы опять перейти к прямому и симметричному погружению. Снова совершите быстрое, но энергичное воздействие правой клевантой одновременно с глубокой перекладкой веса в право в нижней мертвой точке, чтобы повторить мощный разворот: Вот она – асимметричная спираль!

Отличия в выполнении винговеров и асимметричной спирали:

1. При выполнении винговеров, Вы переносите вес до прохождения нижней мертвой точки (иногда сразу после прохождения верхней мертвой точки) и затягиваете клеванту до или в момент прохождения нижней мертвой точки.
При выполнении асимметричной спирали, Вы переносите вес и затягиваете клеванту в момент прохождения нижней мертвой точки или сразу после этого (это зависит от того, какой баланс между динамикой и высотой разворота вы хотите установить).
2. При выполнении винговеров, после начала разворота, Вы удерживаете перенос веса и клеванту затянутой (или обе клеванты при наличии предкомпенсации сложений на внешней консоли).
При выполнении асимметричной спирали, для того, чтобы начать очередной разворот, Вы воздействуете быстрым и энергичным глубоким перемещением веса и затягиванием клеванты. В момент начала разворота, Вы возвращаете вес в центральное положение и отпускаете клеванту.

Советы:

Благодаря высокой энергичности разворотов, присущей правильно выполняемой асимметричной спирали, предкомпенсация сложений на внешней консоли может не потребоваться. Однако если Вы не в состоянии точно предсказать развитие процессов, возникающих при выполнении разворотов, пренебрегать ей все же не следует.

Выход:

Необходимо высвободить накопленную энергию постепенно, посредством 1-2 оборотов в глубокой спирали.

Опасности:

Все опасности, присущие выполнению винговеров: такие как сложения, галстуки и т.д., в случае если время воздействий неправильное.

Косая петля (Looping)

Описание:

В процессе выполнения косой петли пилот пролетает очень высоко, над центром крыла. Это один из старейших акро-маневров, который был изобретен в 1994 году одним из первопроходцев акро – Andru Bucher.

Подготовка:

Расслабьте грудную перемычку Вашей подвесной системы, чтобы иметь возможность достаточно глубокого управления весом. Если стропы управления Вашего параплана слишком длинные, оберните их вокруг кистей рук. Убедитесь в достаточном запасе высоты и отсутствии в опасной близости других летательных аппаратов и препятствий.

Вход:

Из асимметричной спирали:
Выполните динамичную асимметричную спираль. Когда время Ваших действий станет правильным, и выполнение маневра станет точным, измените направление очередного разворота и выполните его, как при выполнении винговеров.
На начальном этапе освоения данного маневра, начинайте глубокий перенос веса пораньше, сразу после прохождения верхней мертвой точки крайнего разворота асимметричной спирали. Затягивайте клеванту перед прохождением нижней мертвой точки. Как и при выполнении винговеров, это сделает косую петлю не такой высокой, но более динамичной и безопасной. Постепенно, когда наступит уверенность и точность в выполнении маневра, Вы сможете попробовать выполнять управляющие воздействия позже, а Ваша косая петля начнет становиться выше. Если запаса энергии, необходимого для выполнения маневра будет достаточно, стропы будут сильно натянуты, а параплан хорошо загружен в процессе всего разворота, и Вам даже не понадобится затягивать внешнюю клеванту в верхней мертвой точке. В противном случае, Вам придется значительно предкомпенсировать возможные сложения.

Из глубокой спирали:
В давние времена, до того, как была изобретена асимметричная спираль, пилоты выполняли косую петлю, с использованием предварительного разгона в глубокой спирали, но зачастую это заканчивалось пролетом сквозь стропы или даже попаданием в купол параплана! Очень не рекомендуется использовать данную технику, до тех пор, пока Вы не научитесь хорошо выполнять косую петлю со входом из асимметричной спирали, или Ваш параплан не достаточно динамичен.
Выполните глубокую спираль. Спустя несколько оборотов, когда крыло, направленное воздухозаборниками вниз, будет находиться на Вашем уровне, и Вы будете чувствовать значительные перегрузки, отпустите внутреннюю клеванту и глубоко переместите вес в противоположную вращению сторону. Внимательно следите за симметричностью дальнейшего погружения – Вы должны двигаться вниз точно под центр крыла. В нижней мертвой точке затяните клеванту с той же стороны, в какую Вы переместили вес. Не пытайтесь выполнить маневр, если в процессе выполнения глубокой спирали законцовка внешней консоли складывается. Это отнимает много энергии. Расправьте законцовку и стабилизируйте глубокую спираль. Если Ваш параплан склонен к подобному поведению, держите внешнюю клеванту немного затянутой при выполнении глубокой спирали.
Убеждайтесь в достаточном запасе энергии. Лучше иметь ее переизбыток, чем недостаток, иначе можно заработать очень большие сложения, или даже попасть в купол!

Из винговеров:
Вы можете постепенно увеличивать высоту разворотов, пока очередной разворот не превратится в косую петлю, но для этого способа нужен по настоящему динамичный параплан.

Выход:

Необходимо высвободить накопленную энергию постепенно, посредством 1-2 оборотов в глубокой спирали.

Опасности:

Если запас энергии недостаточен, это может привести к большим сложениям и галстукам, а так же пролету сквозь стропы или попаданию в купол. Научитесь очень хорошо выполнять винговеры и асимметричную спираль, прежде, чем пробовать выполнять косую петлю.

SAT

Описание:

Данный маневр был изобретен Раулем Родригесом (Raul Rodriguez) в 1999 году. Название маневру было дано в честь команды этого пилота – Safety Acro Team. SAT представляет собой спираль, центр вращения которой находится между пилотом и крылом параплана. Параплан вращается позитивно, а пилот негативно (спиной вперед). Скорость снижения при этом достаточно мала (2-6 м/с) и зависит от конкретной модели параплана и динамики входа в маневр. SAT так же является базой, на которой основывается выполнение других акро-маневров, таких как асимметричный SAT, Tumbling и ритмичный SAT.

Подготовка:

Расслабьте грудную перемычку Вашей подвесной системы, чтобы иметь возможность достаточно глубокого управления весом. Если стропы управления Вашего параплана слишком длинные, оберните их вокруг кистей рук. Убедитесь в достаточном запасе высоты и отсутствии в опасной близости других летательных аппаратов и препятствий.

Вход:

Рассмотрим выполнение SAT в правую сторону:
Возьмитесь левой рукой за левый свободный конец и оттолкнитесь от него максимально, насколько это возможно. Максимально перенесите вес вправо. Это положение называется SAT-позицией. Начните плавно затягивать правую клеванту так же, как при входе в глубокую спираль, но динамичнее. После 3/4 – 1 оборота, в момент, когда крыло начнет разворачиваться воздухозаборниками к земле, а нагрузка на клеванте возрастет, затяните клеванту еще больше и немного быстрее (но сохраняя плавность!). Необходимая глубина затягивания варьируется от параплана к параплану. Центр вращения поменяется, правая консоль станет выше левой, и Вас начнет тянуть на левую сторону подвески. Держите Ваше тело в SAT-позиции, не позволяйте себе сползти вниз. Вы сможете убедиться, что вращение происходит медленнее, не так, как в глубокой спирали.
Выполняя SAT, Вы можете контролировать угол наклона крыла по отношению к горизонту и скорость вращения глубиной затягивания клеванты. Но будьте осторожны! Не сорвите параплан в очень жесткую негативную спираль чрезмерным затягиванием клеванты.
Когда режим выполнения стабилен, вы сможете даже отпустить левую руку (”однорукий” SAT), но сохраняйте вес максимально перенесенным на правую сторону.

Советы:

Легче всего выполнять SAT на парапланах с высоким уровнем пассивной безопасности (DHV 1, 1-2) потому, что, используя данный класс парапланов, Вы будете иметь больше времени для входа в маневр, и, благодаря большему ходу управления, снизится риск попадания в негативную спираль. Рекомендуется начинать изучение маневра, на парапланах этого типа.
Существуют парапланы, неспособные выполнять SAT. Убедитесь, что Ваш параплан способен выполнить данный маневр (проконсультируйтесь с производителем или другими пилотами), прежде, чем начинать его выполнение.

Выход:

Переместите вес в центральное положение и быстро отпустите клеванту. Режим сменится на глубокую спираль. Постепенно высвобождайте энергию за несколько оборотов. Обычно законцовка нижней консоли складывается в момент выхода, но в этом нет ничего страшного. На некоторых моделях парапланов можно отпустить клеванту немного помедленней, чтобы предотвратить это явление.

Опасности:

Как и при выполнении большинства акро-маневров, при выполнении SAT крайне важна своевременность действий.
Если Вы попытаетесь войти в SAT слишком рано, когда параплан не набрал еще достаточно энергии (слишком большой угол по отношению к линии горизонта), и затяните клеванту слишком сильно, Вы рискуете попасть в очень жесткую негативную спираль, что может легко привести к твистам, галстукам и т.д. Если это случилось – полный срыв потока будет наиболее безопасным способом выйти из режима.
Если Вы попытаетесь войти в SAT слишком поздно, когда параплан набрал слишком много энергии, скорее всего Вы окажетесь в очень быстрой глубокой спирали. В такой ситуации параплан не войдет в SAT, даже если Вы очень сильно затяните клеванту. Выходите из глубокой спирали, постепенно растрачивая накопленную энергию.
Если Вы не возвратите вес в центральное положение, Вы окажитесь в очень мощной глубокой спирали и, скорее всего, параплан не сможет самостоятельно из нее выйти!

Вертолет (Helicopter)

Описание:

Данный маневр представляет собой контролируемую негативную спираль, в процессе выполнения которой, крыло полностью наполнено, пилот находится строго под крылом и вращение при этом стабильно. Крыло вращается подобно ротору вертолета – от сюда и название маневра. Скорость снижения очень мала – порядка 2-3 м/с.
Это один из самых сложных маневров, требующих очень точных действий со стороны пилота, для того, чтобы выполнить его идеально. Если Вы действительно собрались научиться выполнять этот маневр, Вы должны сосредоточиться на нем и забыть на время обо всех остальных маневрах!
Существует лишь очень немного пилотов в мире, которые способны идеально выполнять “вертолет”. И это уже не просто знание, а, скорее, наука. И у каждого пилота свои методы и секреты, основанные на собственном огромном опыте выполнения маневра на тех или иных парапланах. Такие знания и умения могут прийти лишь со временем, только при серьезной работе и тысячах выполненных “вертолетов”.

Подготовка:

Чтобы предотвратить возможность закрутки свободных концов (твисты), настройте вашу подвесную систему в сидячее положение. Не выполняйте данный маневр в лежачей подвеске! Расслабьте грудную перемычку подвесной системы, разведите Ваши колени в стороны, и подожмите ноги под подвеску. Если стропы управления Вашего параплана слишком длинные, оберните их вокруг кистей рук. Убедитесь в достаточном запасе высоты и отсутствии в опасной близости других летательных аппаратов и препятствий.

Вход:

Данный маневр крайне чувствителен к турбулентности, поэтому рекомендуется выполнять его только в спокойном воздухе.
Рассмотрим пример выполнения маневра в правую сторону:
Затормозите Ваш параплан до минимальной скорости постепенным и симметричным затягиванием обеих клевант. Когда параплан стабилизируется над Вами (прекратит движение), затяните обе клеванты еще немного. В этот момент нагрузка на клевантах уменьшится, и Вы войдете в парашютирование (глубокий срыв потока). Приотпустите клеванты на несколько сантиметров, чтобы стабилизировать парашютирование. Когда режим стабилизируется, отпустите левую клеванту, возьмитесь левой рукой за левый свободный конец и просто удерживайте правую клеванту, либо затяните ее еще на несколько сантиметров. Как только начнется вращение, плавно приотпустите правую клеванту до уровня, где начинает появляться нагрузка на клеванте (обычно глубина затягивания клеванты составляет всего 5-10 см), и режим стабилизируется. Если Вы будете держать клеванту затянутой слишком сильно, законцовка негативно движущейся консоли сложится.
Если в момент входа параплан находится немного впереди Вас, то это значит что режим парашютирования не достаточно сильный (вы держите клеванты недостаточно затянутыми). В такой ситуации, чтобы начать вращение, Вы можете затянуть правую клеванту посильнее (но это не очень хорошо). Переносите вес на правую сторону, в момент, когда Вы начинаете двигаться под крыло, затем возвращайте его в центральное положение.
Если же Вы немного перетягиваете клеванты в режиме парашютирования, крыло будет находиться немного позади Вас. Это так же не очень хорошая позиция для начала маневра.
При выполнении “вертолета” Вы можете работать не только клевантами, но и весом. При помощи переноса веса можно стабилизировать режим, а также регулировать скорость вращения. Однако на начальном этапе изучения маневра лучше всего держать его по центру, пока Вы не наработаете достаточную моторику работы клевантами.

Выход:

Если режим стабильный, то выход осуществляется очень просто: верните вес в центральное положение, отпустите клеванту и скомпенсируйте последующий, как правило, слегка асимметричный клевок.
Также можно слегка притормозить параплан внешней клевантой (осторожно, не сорвите консоль!) и немного приотпустить внутреннюю, чтобы остановить вращение. Затем отпустить обе клеванты и скомпенсировать разгонный клевок.
Также, для начала самый простой способ выхода из режима – полный срыв потока.

Опасности:

Изучите опасности выполнения негативной спирали и полного срыва потока. Научитесь хорошо выполнять эти маневры прежде, чем пробовать выполнять данный маневр.

Приземление в “вертолете” (Helicopter Landing)

Описание:

Это простой, но очень зрелищный маневр. Он представляет собой негативную спираль, выполненную в нескольких метрах над землей.

Подготовка:

Если стропы управления Вашего параплана слишком длинные, оберните их вокруг кистей рук.

Базовая техника:

Рассмотрим выполнение маневра в правую сторону:
Маневр выполняется при полете против ветра. Затормозите параплан до минимальной скорости. В момент, когда под Вами будет 1-2 метра высоты, отпустите левую клеванту, возьмитесь левой рукой за левый свободный конец и одновременно с этим затяните правую клеванту на полный ход. Параплан войдет в негативное вращение, а вы приземлитесь, развернувшись на 180 градусов (лицом к параплану) спустя несколько секунд. Если Вы все сделаете правильно, посадка будет довольно мягкой.

Продвинутая техника:

Для более красивого выполнения маневра Вам понадобится некоторое количество энергии.
Пример: в 3-4 метрах от земли затормозите параплан, затем отпустите клеванты и позвольте ему совершить разгонный клевок. Вы пролетите на небольшом расстоянии от земли (если есть достаточный запас скорости, можно даже коснуться земли подвеской) и подлетите вверх. В момент прохождения нижней мертвой точки или немного позже, глубоко затяните клеванту, чтобы сорвать консоль. Сразу после того, как консоль сорвется, отпустите клеванту до точки возрастания нагрузки – точно так же, как при выполнении “вертолета”. Это сохранит крыло наполненным, к тому же оно будет вращаться быстрее. Когда Вы приземлитесь, крыло будет все еще в воздухе, и вы сможете поднять его над головой снова, работая рядами. Если техника правильная, параплан даже не коснется земли!

Опасности:

Главная опасность выполнения данного маневра заключается в слишком жестком приземлении. Поэтому в начале рекомендуется выполнять его только над ровной и чистой поверхностью (идеальны песок или снег), не выше, чем в 1-2 метрах от земли. В принципе, большей высоты и не надо для красивого исполнения. Не пытайтесь выполнить маневр в сильный ветер или штиль, т.к. это увеличит горизонтальную скорость в момент приземления и повысит риск получения травмы. Используйте хорошие ботинки, защищающие голеностоп!